Заболеваемость вич график

Заболеваемость вич график

Глава 2. Распространение СПИДа среди различных групп населения. Права ВИЧ-инфицированных граждан

2.1. СПИД в молодежной среде: положение дел на сегодня

Юность — это время постоянного поиска и экспериментов. К сожалению, эти эксперименты зачастую включают в себя опасный секс и употребление наркотиков. Каждый четвертый из людей, живущих с ВИЧ, моложе 21 года. Молодые люди нуждаются в информации, которая помогла бы им защитить себя. Большинство молодежи во всем мире не имеют представления о том, как передается ВИЧ и как защитить себя от СПИДа.

Основным путем передачи ВИЧ инфекции является введение внутривенно наркотиков. Большинство потребителей инъекционных наркотиков — студенты и работающая молодежь, являющаяся частью основного «потока» общества.

Группой риска инфицированию ВИЧ являются подростки с их беспорядочными половыми связями (Дарничникова М.). Так, изучая сексуальное поведение подростков Санкт-Петербурга, было выявлено, что к 15 годам жизни 22% имеют опыт половой жизни, к 16 годам — 34%, к 17 годам — половина, 29,7% имеют 3 и более партнеров, причем юноши в этом плане в два раза превосходят девушек. Учащиеся 10-11 классов в 75% ведут половую жизнь и лишь 5% из них пользуются презервативами. Причиной не использования презерватива является наличие постоянного партнера. Кроме того, многие говорят о том, что презервативы уменьшают удовольствие.

Следовательно, высокая половая активность современной молодежи и введение внутривенно наркотиков во многом определяют переход ВИЧ-инфекции из групп риска в основную популяцию и обусловливают темп развертывания пандемии. Можно сказать, что каждый пятый двадцатилетний молодой человек инфицировался ВИЧ еще в подростковом возрасте.

Рискованное поведение молодежи — это реальность: молодежь сексуально активна и смена партнера это часто встречающийся факт. Молодежь осознает риск и выбирает риск.

^

Молодые люди (15-24 лет), живущие с ВИЧ, по регионам, конец 2003 г.

(По данным ЮНЭИДС/ВОЗ 2004 г.)

Регион Доля, %
Африка к югу от Сахары 62
Азия 22
Восточная Европа и Центральная Азия 6
Страны с высоким уровнем доходов 2
Северная Африка и Ближний Восток 1
Латинская Америка и Карибский Бассейн 7
Итого 10 миллионов

^

ВИЧ-инфекция у детей и подростков приобретает актуальность во многих странах мира, в том числе в России. Источником ВИЧ для детей, как правило, являются женщины из группы риска (внутривенные потребители наркотиков и женщины, имеющие беспорядочные половые связи).

ВИЧ-инфицированная женщина может родить, как неинфицированного ВИЧ, так и ВИЧ-инфицированного ребенка. Мировая статистика свидетельствует, что из 100 детей, рожденных ВИЧ-инфицированными женщинами, в среднем заражаются ВИЧ 30% детей: из них 5–11% заражаются внутриутробно, 15% — в родах, 10% при грудном вскармливании; 70% детей не инфицируются ВИЧ.

До трех лет диагноз ребенку не ставится. Это связано с тем, что независимо от ВИЧ-статуса ребенка, материнские антитела к ВИЧ сохраняются в его крови до 1–3 лет, и только после этого, если антитела полностью исчезли, ребенок признается ВИЧ-отрицательным, а если обнаруживаются его собственные антитела, то ВИЧ-положительным.

^

Суммарное число взрослых и детей, живущих с ВИЧ/СПИДом в 2004 году

(По данным ООН)

^ Всего 37,8 миллиона
Взрослое население 35,7 миллиона
Женщины 17 миллионов
Дети до 15 лет 2,1 миллиона
^ Всего 4,8 миллиона
Взрослое население 4,1 миллиона
Дети до 15 лет 630000
^ Всего 2,9 миллиона
Взрослое население 2,4 миллиона
Дети до 15 лет 490000

Первый случай СПИДа у ребенка зарегистрирован уже через 1,5 года после описания заболевания: в США в 1983 году описано заражение ВИЧ ребенка при гемотрансфузии (переливание крови) (Зайцева 2003). К декабрю 1994 года в США зарегистрировано 6209 детей в возрасте до 5 лет.

Во всех странах идет нарастание числа больных ВИЧ-инфекцией детей и тенденция эта, видимо, сохранится в мире и в дальнейшем, так как даже поставленные в известность о грозящей опасности для ребенка ВИЧ-инфицированные женщины не всегда соглашаются на прерывание беременности.

По данным литературы у детей, инфицированных перинатально при отсутствии профилактического лечения в 14 % диагностируется СПИД в течение первого года их жизни, в 11-12 % диагноз СПИД устанавливается в каждый последующий год, а к 4 году жизни у половины инфицированных детей устанавливается диагноз конечной фазы болезни — СПИДа. По данным большинства авторов среди ВИЧ-инфицированных детей в результате вертикальной передачи большая часть умирает, не дожив до 5 лет. В последние годы благодаря разработанной методике лекарственной профилактики внутриутробного инфицирования процент рождающихся ВИЧ-инфицированными детей сократился до 6-8.

Как показал мировой опыт, помимо особенностей течения ВИЧ-инфекции у детей по сравнению с взрослыми, существуют некоторые отличия ее проявлений в разных возрастных группах детей (Зайцева ). Так, у детей младшего возраста, которые в основном представляют собой группу инфицированных перинатально, ВИЧ — инфекция протекает значительно стремительнее и более тяжело, чем у старших детей, инфицированных, как правило, при гемотрансфузиях. При вертикальном заражении не описаны случаи раннего ретровирусного синдрома.

В США в 1987 г. была принята классификация ВИЧ-инфекции у детей младше 13 лет, которая была пересмотрена в 1994 году. Данная классификация включает клинические категории, а также иммунологические критерии степени тяжести процесса. В соответствии с этой классификацией постановка диагноза предусматривает присвоение ребенку классификационного кода, в котором буквой обозначают клиническую категорию, цифрой – степень иммуносупрессии.

Таблица № 12

Классификации ВИЧ- инфекции у детей младше 13 лет

^

(По данным ВОЗ, 1994 г.)

   ^

Иммунологические критерии

N

без симптомов

А

слабо выраженные симптомы

В

умеренные клинические симптомы

С

симптомы

СПИДа

Без иммуносупрессии N 1 А 1 В 1 С 1
Умеренная иммуносупрессия N 2 А 2 В 2 С 2
Тяжелая иммуносупрессия N 3 А 3 В 3 С 3
Категория Симптомы
N Нет симптомов или симптомы категории А
А Лимфоденамия, дерматит, париотит, отит
В Анемия, пневмония, менингит, сепсис, стоматит, бронхит, нефропатия, токсоплазмос, кандидоз
С Легочный кандидоз, коккцидиомикоз диссеминированный, внелегочный криптококоз, цитомегаловирусная болезнь

Ребенок, рожденный ВИЧ-инфицированной матерью, с неутонченным инфекционным статусом имеет приставку Е перед соответствующим классификационным кодом (Покровский В. В., Покровский В. И. 1988).

Классификация ВИЧ-инфекции

  1. Инкубационный период.
  2. Острая инфекция.
  3. Бессимптомное носительство.
  4. Персистирующая генерализованная лимфаденопатия (ПГЛ).
  5. Пре СПИД или СПИД-ассоциированный комплекс (СПИД-АК).
  6. СПИД

По Международной классификации болезней выделяются следующие варианты ВИЧ-инфекции:

  • В20 – заболевание, обусловленное ВИЧ, которое сопровождается инфекционными и паразитарными заболеваниями.
  • В21 – заболевание, обусловленное ВИЧ, которое сопровождается злокачественными опухолями.
  • В22 – заболевание, обусловленное ВИЧ, которое сопровождается другими уточненными заболеваниями.
  • В23 – заболевание, обусловленное ВИЧ, которое сопровождается другим состоянием (например, деменцией).
  • В24 – заболевание, обусловленное ВИЧ.
  • Z21 – бессимптомное носительство ВИЧ.
  • R75 – лабораторное выявление антител к ВИЧ.

Патогенетически ВИЧ — инфекция у детей имеет ряд особенностей. Прежде всего, это касается направленности иммунных сдвигов, возможности развития эмбриопатии.

^

Сравнительная частота различных клинических проявлений и заболеваний при СПИДе у взрослых и детей

^ Дети Взрослые
Поражения ЦНС Чаще связаны с ВИЧ Чаще с оппортунистическими инфекциями
Лимфоидная интерстициальная пневмония (ЛИП) Очень часто

Менее 1 % случаев

Саркома Капоши Редко Часто
Гепатит В Редко Часто
Появление суперинфекций В разгар СПИДа Часто в начале
Рецидивирующие бактериальные инфекции Часто Редко, обычно в поздней стадии
Паротиты Часто Редко
Диморфный синдром Часто Не бывает
Кардиомиопатия Часто Очень редко
Гипергаммаглобулинемия У половины больных Очень редко
Гипогаммаглобулинемия Довольно часто у недоношенных детей, у детей с ВИЧ-энцефалопатией

Очень редко

У детей, инфицированных внутриутробно, заболевание проявляется, как правило, уже в первые месяцы жизни, а у инфицированных при гемотрансфузиях инкубация достигает нескольких лет, средний инкубационный период для детей, при передачи ВИЧ-инфекции перинатально, длится около 12 мес., для детей, инфицированных в ходе гемотрансфузий — 41 мес.

Клиническая картина зависит от стадии онтогенеза, на которой происходит проникновение ВИЧ в организм (внутриутробно или постнатально), и от возраста ребенка в случае постнатального заражения.

При заражении ВИЧ-инфекции внутриутробно проявляется: задержка роста (75 %), микроцефалия (50 %), выступающая лобная часть, напоминающая по форме коробку (75 %), уплощение носа (70 %), умеренно выраженное косоглазие (65 %), удлиненные глазные щели и голубые склеры (60 %), значительное укорочение носа (65 %).

Более благоприятно протекает заболевание у детей, инфицированных в возрасте старше 1 года. В мире в основном это дети, инфицированные гемотрансфузионным путем. До развития СПИДа у них проходит 5,5 — 7 лет, диагностируется заболевание в среднем через 17 мес. Клиническая картина болезни отличается от взрослых: пневмоцистная пневмония встречается реже, ее заменяет лимфоидная интерстициальная пневмония (ЛИП), протекающая значительно доброкачественнее. Для этих детей типичны такие вторичные инфекционные заболевания, как кандидозный стоматит и эзофагит, инфекция, вызванная вирусом Эпштейна-Барр, вторичные поражения.

Частыми признаками как врожденной, так и приобретенной ВИЧ — инфекции у детей являются персистирующая генерализованная лимфаденопатия, снижение массы тела, лихорадка, диарея, отставание в психомоторном развитии, тромбоцитопения с геморрагическими проявлениями, анемия (Покровский, Сервецкий 1988). Иммунодефицит повышает восприимчивость детского организма к различным инфекциям и отражается на их течение: дети чаще переносят ОРВИ, у них весьма часто возникают тяжелые бактериальные инфекции с тенденцией к затяжному, рецидивирующему течению и генерализации. Нередко отмечаются диссеминированная CMV — инфекция, герпетическая инфекция и токсоплазмоз. У этих детей реже встречается микобактериоз, криптоспоридиоз и криптококкоз, зато чаще развиваются кандидозные поражения кожи и слизистых оболочек

Почти каждый второй ребенок страдает бактериальными инфекциями, у них встречаются гнойный отит, менингиты, наблюдаются тяжелые гнойные поражения кожи при сопутствующей экземе, типичны массивные бактериальные пневмонии, неоднократные эпизоды бактериального сепсиса, встречается бактериальная инфекция костей, суставов.

Меньше всего в структуре заболеваний у детей, больных ВИЧ-инфекцией, занимают онкологические заболевания. У таких детей диагностируется саркома Юинга, но ни у одного не было столь характерной для взрослых патологии, как саркомы Капоши.

Заболевания кожи весьма характерны ВИЧ-инфицированных детей, хотя структура этих заболеваний различна и зависит от стадии ВИЧ-инфекции. Проявления кожной патологии выявляются в стадию III А в 100 %, в стадии III Б — в 78% и в терминальную стадию у всех детей. В стадии III В (СПИД) заболевания кожи и слизистых встречались в 60% (Учайкин 1989).

Поражение ЦНС относится к постоянным синдромам у ВИЧ-инфекции детей. Первые симптомы в виде астено-невротического и церебро-астенического синдромов диагностируются в самом начале заболевания. В стадии II B у 44% больных ВИЧ-инфекцией детей имелись симптомы поражения ЦНС, в стадии III А уже у 90 %, в стадии III Б и III В — у всех больных. Симптомы поражения ЦНС в стадии II В представлены только астено-невротическим и церебро-астеническим синдромами, то есть неспецифической неврологической симптоматикой. Со стадии III А в структуре заболеваний ЦНС диагностируются специфические для ВИЧ-инфекции неврологические проявления. ВИЧ-энцефалопатия в этой стадии выявляется у каждого десятого больного, в стадии IIIБ более чем у половины (56%). Церебро-астенический синдром диагностируется в стадии IIIА у каждого пятого ребенка (22%). В стадии III Б ВИЧ-энцефалопатия встречается у каждого четвертого ребенка. В стадию СПИДа у детей поражение ЦНС вирусом ВИЧ диагностируется в почти у половины больных (45%), ВИЧ-энцефалопатия встречается у каждого четвертого, а ВИЧ-энцефалит — у каждого пятого ребенка (20 %). Одновременно происходит некоторое снижение частоты неспецифической неврологической патологии. Астено-невротический синдром наблюдается у каждого третьего (33 %), церебро-астенический у отдельных больных. На поздних стадиях ВИЧ-инфекции у детей происходит замещение традиционной неврологической симптоматики специфическим поражением ЦНС, вызванным вирусом ВИЧ в виде энцефалопатий и энцефалитов. Эти заболевания, по типу подострых вирусных энцефалитов ведут к необратимым последствиям и нередко являются причиной смерти.

По мере прогрессирования ВИЧ-инфекции растет число детей, имеющих патологию со стороны желудочно-кишечного тракта. У ВИЧ-инфицированных детей заболевание протекает в виде дисбактериоза кишечника

Следующим, по частоте инфекционным заболеванием в детской группе ВИЧ-инфицированных больных, следуют хронические вирусные гепатиты В и С.

Патология мочевыделительной системы протекает у ВИЧ-инфицированных детей, в основном, в виде нефротического синдрома, проявляющегося массивной и длительной протеинурией. На начальных стадиях процесса ВИЧ-инфекции преобладали хронические формы пиелонефрита, в более поздних — хронический гломерулонефрит. Хотя частота хронической почечной патологии у ВИЧ-инфицированных детей не высокая наличие ее влияет на течение процесса ВИЧ и вносит существенные коррективы в проводимую терапию.

Анализ летальности в группе парентерально инфицированных ВИЧ детей показал зависимость ее от возраста ребенка, при котором произошло инфицирование. Всего за восемь лет наблюдения умерло 28 человек (43%), почти треть детей умерли в течение первого года от момента инфицирования. Максимальные значения летальности наблюдались у парентерально инфицированных детей, которым в момент инфицирования было менее 1 года, она составила 86%.

Среди детей, заражение ВИЧ которых произошло в возрасте 4-6 лет, за 8 лет болезни умерло 20%, а среди детей, инфицированных в возрасте 7-14 лет — 30%. Таким образом, прослеживается четкая зависимость летальности в возрастных группах больных ВИЧ — инфекцией от возраста при инфицировании.

^

Женщины более уязвимы перед ВИЧ, чем мужчины. Следовательно, вопрос профилактики ВИЧ — это, прежде всего вопрос разработки профилактических программ, ориентированных на потребности и нужды женщин, учитывающих факторы, которые мешают женщинам позаботиться о собственной безопасности.

Возможность передачи вируса от мужчины к женщине в восемь раз выше, чем от женщины к мужчине. Этому феномену можно найти два возможных объяснения: во-первых, количество ВИЧ-положительных мужчин больше, чем женщин, а во-вторых, наибольшая вероятность передачи вируса от мужчины к женщине связана со строением женской репродуктивной системы.

Более того, следует учесть тот факт, что инфекции, передающиеся половым путем, (ИППП) увеличивают риск попадания ВИЧ в организм человека, по меньшей мере, в вдвое, а то и в пять раз. Различные ранки и язвочки на гениталиях, да и сам иммунный ответ на такую инфекцию, особенно способствуют передаче вируса. Каждый год фиксируются миллионы новых случаев ИППП, соответственно, многократно увеличивается и риск передачи ВИЧ-инфекции. Таким образом, один из главных способов борьбы с распространением ВИЧ — это качественное лечение, а также профилактика ИППП.

Употребление инъекционных наркотиков тесно связано с проблемой безопасного секса, а значит, также ставит под угрозу здоровье женской половины человечества. По данным различных исследований, только 32% женщин, потребляющих наркотики, использовали свои собственные иглы, тогда как оставшиеся 71% пользовались иглами свих постоянных партнеров. Также, большому риску подвержены женщины вынужден заниматься сексом в обмен на деньги или наркотики.

Случаи изнасилования или принуждения к сексу являются еще одним фактором, увеличивающим риск передачи ВИЧ-инфекции. Данные всех опросов среди женщин говорят о том, что подобные эпизоды сопровождали жизнь практически каждой женщины.

Расстройства и заболевания у женщин, зараженных ВИЧ-инфекцией

Нарушения менструального цикла наблюдаются примерно у трети всех женщин с ВИЧ. К ним относятся (Петровский 1989):

— аменорея (отсутствие менструаций). Аменорея чаще встречается у женщин с низким иммунным статусом (CD4 ниже 50), а также при употреблении алкоголя, наркотиков, недостаточном питании;

— длительные, нерегулярные, болезненные менструации, кровотечения между менструациями также встречаются у женщин с ВИЧ чаще, чем у ВИЧ-отрицательных.

Эти нарушения, как правило, связаны не с деятельностью яичников, а с гормональными расстройствами, вызванными ВИЧ-инфекцией.

Оральный и вагинальный кандидоз — грибковая инфекция полости рта или влагалища. Оральный кандидоз чаще появляется при низком иммунном статусе и при курении.

При ВИЧ-инфекции в 3-8 раз возрастает риск появления или развития злокачественных новообразований на шейке матки.

Очень опасно для женщин с ВИЧ воспаление тазовых органов. Это целый спектр инфекционных заболеваний женских половых органов. Когда какая-либо инфекция из влагалища или шейки матки проникает в маточные трубы, матку, яичники, прилегающие ткани, в результате развивается тяжелое воспаление органов и тканей брюшной полости и малого таза.

Симптомы воспаления тазовых органов — повышение температуры, боль в нижней части живота, необычные выделения.

Лечение — высокие дозы антибиотиков. Иногда требуется хирургическое вмешательство. При отсутствии лечения воспаление тазовых органов может быть смертельно опасным.

Часто воспаление органов малого таза бывает вызвано венерическими инфекциями — хламидиозом и гонореей. К воспалению может привести туберкулез, послеродовые инфекции и некоторые другие заболевания.

Беременность и роды ВИЧ-инфицированной женщины

Родить ребенка или прервать беременность — это решение остается за женщиной. Никто не имеет права оказывать давление. Но к этому вопросу надо подходить со всей ответственностью, учитывая, что:

  • здоровье может ухудшиться в результате беременности и родов;
  • бессимптомная ВИЧ-инфекция может перейти в стадию СПИДа;
  • ребенок может родиться с ВИЧ-инфекцией.

Каков риск передачи ВИЧ-инфекции ребенку. От чего он зависит ?

Чем выше уровень вируса в крови или влагалищных секрециях матери и чем ниже ее иммунный статус, тем выше риск передачи вируса ребенку. Если есть болезненные симптомы, то риск выше.

Полноценное питание матери, особенно достаточное количество витамина А, снижает опасность для ребенка. Не увлекайтесь синтетическими витаминами: передозировка витамина А опасна (Крылова 1994). Хороший естественный источник витамина А — морковь с растительным маслом или сметаной.

На второй стадии родов риск тем меньше, чем короче промежуток времени между полным раскрытием шейки матки и появлением ребенка на свет.

Воспаление или преждевременный разрыв околоплодных оболочек: повышенный риск передачи ВИЧ новорожденному. При кесаревом сечении, особенно если оно производится до разрыва околоплодных оболочек, риск рождения ребенка с ВИЧ снижается.

Прочие факторы: язвочки и трещины слизистой оболочки влагалища (обычно они возникают в результате инфекций) повышают риск рождения ребенка с ВИЧ.

Преждевременные, так и переношенные роды — повышенный риск ВИЧ-инфицироннаго ребенка.

Матерям с ВИЧ не рекомендуется вскармливать детей грудью, поскольку при этом повышается риск передачи ВИЧ-инфекции ребенку. Единственное исключение составляют те редкие случаи, когда у матери нет условий для приготовления детских смесей (нет чистой питьевой воды, невозможно кипятить бутылочки и соски).

В целом, риск рождения ребенка с ВИЧ можно максимально снизить, сочетая (Крылова Н. В)

— антиретровирусные препараты (АЗТ и др.),

— своевременное лечение инфекций родовых путей,

— снижение длительности родов,

— кесарево сечение до начала родов.

^

Статистика ВИЧ-инфицированных женщин, на 2002, 2004 года (По данным ООН).

^ Число женщин (15-49 лет), живущих с ВИЧ Процент женщин среди взрослого населения (15-49 лет), живущего с ВИЧ (%)
Африка к югу от Сахары 2004 13,3 млн. 57
2002 12,8 млн. 57
Северная Африка и Ближний Восток 2004 250 тыс. 48
2002 200 тыс. 48
Южная и Юго-Восточная Азия 2004 2,1 млн. 30
2002 1,8 млн. 28
Восточная Азия 2004 250 тыс. 22
2002 160 тыс. 21
Океания 2004 7,1 тыс. 21
2002 5 тыс. 18
Латинская Америка 2004 610 тыс. 36
2002 520 тыс. 35
Карибский бассейн 2004 210 тыс. 49
2002 190 тыс. 49
Восточная Европа и Центральная Азия 2004 490 тыс. 34
2002 330 тыс. 33
Западная и Центральная Европа 2004 160 тыс. 25
2002 150 тыс. 25
Северная Америка 2004 260 тыс. 25
2002 240 тыс. 25
ИТОГО 2004 17,6 млн. 47
2002 16,4 млн 48

^

ВИЧ-инфекция относится к таким же опасным заболеваниям, как малярия, туберкулез, рак. Особенность ВИЧ-инфекции состоит в том, что она оказывает воздействие не только на физическое состояние человека, но и на социальное положение в обществе, это выражается в стигматизации и дискриминации людей (Чайка 2000).

Стигму в контексте ВИЧ/СПИДа можно определить как процесс социального обесценивания людей, живущих или ассоциированных с ВИЧ-инфекцией (Бородкина, Лаврова 2002). Стигматизация приводит к дискриминации. Дискриминация в неправильном или пристальном отношении к людям на основании их реального или предполагаемого статуса.

Стигма и дискриминация являются нарушением основных прав человека. В условиях стигматизации и дискриминации многие люди предпочитают скрывать свой ВИЧ-статус или игнорировать возможность узнать о нем. Это наносит вред здоровью и способствует быстрому распространению эпидемии.

Причиной стигмы и дискриминации людей, живущих с ВИЧ, является страх. Поэтому в обществе, где преобладают предрассудки, страх и недостоверная информация о ВИЧ/СПИДе, будет нарушать права человека.

Все граждане РФ, в том числе ВИЧ-инфицированные и больные СПИДом люди, имеют следующие права (Данные из конституции РФ)

  • право на свободу и безопасность личности;
  • право на частную жизнь;
  • право на свободу передвижения; право на труд;
  • право иметь жилье, пищу, социальную защиту, медицинскую помощь и социальное обеспечение;
  • право на свободу от негуманного или вредного лечения;
  • право на равную защиту закона и защиту от дискриминации;
  • право вступать в брак;
  • право создавать семью;
  • право на образование;
  • соблюдение медицинской тайны

^

  1. Международные документы
  • Всеобщая декларация прав человека
  • Конвенция о защите прав человека и основных свобод
  • Конвенция прав ребенка
  1. Законодательство Российской Федерации
  • Конституция Российской Федерации
  • Уголовный кодекс Российской Федерации
  • Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан»
  • Федеральный закон РФ от 30 марта 1995 года № 38-Ф3 « О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»
  • Федеральный Закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
  1. Подзаконодательные акты
  • Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 856 «Об утверждении Правил обеспечения бесплатными медикаментами для лечения ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях в федеральных специализированных медицинских учреждениях
  • Постановление Правительства РФ от 13 октября 1995 г. N 1017 «Об утверждении Правил проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»
  • Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 877 «Об утверждении перечня работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров»
  • Постановление Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. N 221 «Об утверждении правил обязательного медицинского освидетельствования лиц, находящихся в местах лишения свободы, на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»

^ ВИЧ-инфицированным гражданам России обладание всеми правами и свободами, провозглашёнными Конституцией Российской Федерации и иным Законодательством России. Ограничение прав и свобод ВИЧ-инфицированных граждан РФ возможно только федеральными законами. Не допускается увольнение с работы, отказ в приёме на работу, отказ в приёме в образовательные учреждения, отказ в оказании медицинской помощи ВИЧ-инфицированным по причине наличия у них ВИЧ-инфекции. Запрещается ограничение жилищных и иных прав и законных интересов членов семей ВИЧ-инфицированных. Государство гарантирует: бесплатное предоставление всех видов медицинской помощи ВИЧ-инфицированным гражданам России, бесплатное получение ими медикаментов в амбулаторных и стационарных условиях, бесплатный проезд к месту лечения и обратно в пределах Российской Федерации.

Несовершеннолетним ВИЧ-инфицированным (в возрасте до 18 лет) назначается социальная пенсия, пособие и предоставляются льготы, установленные для детей-инвалидов. Родители и иные законные представители не совершеннолетних ВИЧ-инфицированных имеют право на:

  • совместное пребывание с детьми в возрасте до 15 лет в стационарном медицинском учреждении с выплатой пособия по государственному социальному страхованию;
  • бесплатный проезд одного из родителей, законного представителя ВИЧ-инфицированного несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет при его сопровождении к месту лечения и обратно;
  • выплату пособия по уходу за ребёнком-инвалидом лицу, осуществляющему уход за ВИЧ-инфицированным несовершеннолетним;
  • сохранение непрерывного трудового стажа в случае увольнения по уходу за ВИЧ-инфицированным несовершеннолетним при условии поступления на работу до достижения несовершеннолетним 18 лет;
  • включение времени ухода за ВИЧ-инфицированным несовершеннолетним в общий трудовой стаж;
  • внеочередное предоставление жилых помещений в домах государственного муниципалитета или общественного жилого фонда в случае нуждаемости в улучшении жилищных условий и если несовершеннолетний ВИЧ-инфицированный проживает вместе с ними.

Глава 3. Собственное исследование. Уровень информированности по проблеме ВИЧ/СПИД в молодежной среде

^

В ходе изучения литературы по ВИЧ/СПИДу у нас возникла идея: провести анкетирование студентов и школьников с целью выявления уровеня информированности учащейся молодежи по данной проблеме. В работе со школьниками и студентами была использована специально разработанная анкета, включающая широкий круг вопросов (см. приложение 1). В анкетировании принимали участие студенты КГПУ 1- 5 курсов, различных специальностей и учащиеся 10 – 11 классов школы № 45.

Таблица 13

^

Количество мальчиков и девочек, участвующих в анкетировании Количество девочек, участвующих в анкетировании ^ Семейное положение
2006 — 2007
ФНО (5 курс) 48 48 5 девушек замужем
Факультет психологии (1 курс) 46 38 8 1 девушка замужем
^ 11 8 3
10 класс (школа № 45) 21 16 5
2007 – 2008
Факультет психологии (3 курс) 24 24
^ 43 12 31
Факультет физической культуры (313, 314 группы) 33 9 24 1 девушка замужем
^ 29 23 6
11 класс (школа № 45) 22 18 4
^ 23 19 4
2008 – 2009
ЕГФ 5 курс 28 21 7
ФФК 32 7 25
^ 36 34 2
11 класс (школа № 45) 32 25 7
^ 25 15 10
Всего 453 317 136 7

^

В анкетировании приняли участие 453 человека: из них 319 студентов и 134 учащиеся школ 10 и 11 классов, 316 девушек и 136 юношей. В 2006 – 2007 году в анкетировании приняло участие 126 человек, 110 девушек и 16 юношей. В 2007 – 2008 – 174 человека, юношей было 16, а девушек 105. В 2008 – 2009 году исследования в анкетировании приняли участие 95 девушек и 58 юношей.

Обработка материалов показала, что большинство учащихся слышали и знают, что такое ВИЧ/СПИД (см. диаграмму).

У большинства учащихся, принимавших участие в анкетировании, информация о ВИЧ/СПИДе есть (88%). Почти поровну распределились голоса между ответами, нет (7%) и не знаю (5%).

На вопрос анкеты №2 (в первый раз о проблеме ВИЧ\СПИД я узнал) наибольшей популярностью пользуется ответ СМИ (48%), многие информацию о данной проблеме получают от родителей (20%). 14% учащихся о проблеме ВИЧ СПИД узнали, читая специальную литературу. 18% опрашиваемых ответили – другое (чаще всего встречается ответ в школе, совсем не многие о данной проблеме узнали от знакомых и друзей).

Большинство студентов и школьников, принимавших участие в анкетировании с 2006 по 2009 год, в первый раз о проблеме ВИЧ/СПИДа узнают из средств массовой информации – это наиболее популярный ответ. Студенты ФНО 5 курса предпочитают получать информацию о данной проблеме от родителей (см. приложение 2). А студенты факультета психологии 3 курса и студенты ФФК 1 курса (см. приложение 3), а также студенты факультета психологии 1 курса (см. приложение 2) и учащиеся 11 класса (см. приложение 4) – читают специальную литературу. Наименьший процент (7%) о получении информации от родителей у студентов ЕГФ 5 курса (см. приложение 4)

На вопрос анкеты №3 большинство учащихся отвечают: да – 44%, 42%. учащихся специально внимания на имеющиеся в общественных местах брошюры, буклеты, плакаты по какой-либо проблеме не обращаю. Достаточно большой процент опрошенных вообще не обращают внимания на брошюры, буклеты, плакаты по какой-либо проблеме, таких 14% учащихся.

Учащиеся 10 и 11 классов не обращают внимание на брошюры, буклеты, плакаты по какой-либо проблеме (см. приложение 4). Такие результаты говорят о том, что брошюры сами по себе не вызывают должного интереса, необходима соответствующая реклама, активное привлечение внимания учащихся к полезной информации.

На вопрос ^ большинство учащихся ответили правильно — нет 72%, но еще достаточно высок процент незнания. 9% учащихся не знают ответ на этот вопрос. Достаточно часто встречается ответ, да (ВИЧ-инфекция и СПИД одно и тоже), так ответили 19%.

Наибольшее количество правильных ответов на данный вопрос дали студенты и школьники, принимавшие участие в анкетировании в 2008 – 2009 годах (см. приложение 4). Неплохие результаты показали студенты ФНО, принимавшие участие в анкетировании в 2006 – 2007 году (см. приложение 2) и студенты факультета психологии 1 курса (см. приложение 3). Невысокий уровень владения информацией по данному вопросу показали студенты факультета психологии 1 курс (см. приложение 2) и студенты ФФК (см. приложение 3 и 4). Студенты 311 и 312 групп ФФК показали более высокие знания по сравнению со студентами 313 и 314 группами ФФК (см. приложение 3). В школе следует большее внимание уделить данному вопросу, так как школьники 10 – 11 классов, принимавших участие в анкетировании с 2006 по 2008 год, показали высокий уровень незнания.

Таблица 14

^

^ Количество учащихся, знающих как расшифровывается аббревиатура ВИЧ ^ Количество учащихся, не знающих как расшифровывается аббревиатура ВИЧ/СПИД
^
ФНО

(5 курс)

46 (15%) 2 (0,6%)
^

(1 курс)

37 (12%) 2 (0,6%) 5 (2%) 2 (0,6%)
11 класс 2 (0,6%) 1 (0,3%) 4 (1%) 4 (1%)
10 класс 8 (3%) 1 (0,3%) 4 (1%) 8 (3%)
^
ФФК

(311, 312)

25 (8%) 1 (0,3%) 13 (4%) 4 (1%)
ФФК

(313, 314)

3 (1%) 5 (2%) 25 (8%)
^ 21 (7%) 1 (0,3%) 2 (0,6%)
Факультет психологии 1 курс 14 (4,6%) 6 (2%) 9 (3%)
11 класс 11 (3,6%) 5 (2%) 6 (2%)
10 класс 13 (4%) 8 (3%) 3 (1%)
Всего 180 10 46 65

Большинство студентов и школьников знают, как расшифровывается аббревиатура ВИЧ и СПИД. Лучше всех с этим заданием справились студенты ФНО, принимающие участие в анкетировании в 2006 – 2007 году, а студенты 313 и 314 групп ФФК не справились с заданием. На этот вопрос правильно ответило только 3 человека.

Иногда учащиеся знают расшифровку аббревиатуры ВИЧ или СПИД. Нужно отметить то, что студенты и школьники чаще расшифровывают аббревиатуру СПИД.

  • 1) кровь
  • 2) семенная жидкость
  • 3) влагалищные выделения
  • 4) грудное молоко
  • 5) половой путь передачи
  • 6) от матери ребенку
  • 7) поцелуй
  • 8) нанесение татуировок и скарификации (шрамирование), прокалывании ушей
  • 9) при бытовом контакте
  • 10) при укусе насекомыми

Самый популярный ответ у учащихся о путях передачи ВИЧ-инфекции – это кровь, половой путь передачи. Немногие считают, что ВИЧ может передаваться через поцелуй (так считают 4% учащихся) и при укусе насекомыми (так считают 8% учащихся). Большой процент учащихся (57%) считают, что ВИЧ передается при нанесение татуировок и скарификации (шрамирование), прокалывании ушей

Школьники и студенты, принимавшие участие в анкетировании в 2006 – 2007 году, ответы о путях передачи ВИЧ-инфекции расположили следующим образом: половой путь передачи, кровь, семенная жидкость, влагалищные выделения, грудное молоко, от матери к ребенку, при нанесении татуировок. Учащиеся 10 – 11 классов (см. приложение 2) считают, что ВИЧ передается при бытовом контакте и при укусе насекомыми. Среди учащихся, принимавших участие в анкетировании в 2007 – 2008 году, наиболее популярным ответом о путях передачи ВИЧ – это кровь. Затем следуют ответы: половой путь передачи, семенная жидкость, влагалищные выделения, грудное молоко, от матери к ребенку. Школьники и студенты ФФК 313, 314 группы (см. приложение 3) считают, что ВИЧ передается при нанесении татуировок. Данный ответ они расположили сразу после ответа влагалищные выделения. Радует, что студенты и школьники знают о том, что ВИЧ не передается при бытовом контакте и укусе насекомых. Только студенты ФФК (см. приложение 3) дали положительные ответы на данный способ передачи ВИЧ-инфекции.

Наиболее популярные ответы у участников анкетирования в 2008 – 2009 годах были: кровь, половой путь передачи, от матери к ребенку.

Большинство учащихся, на вопрос «по внешнему виду человека всегда можно определить его ВИЧ статус» ответили, нет – 90%. Некоторые считают, что по внешнему виду можно определить наличие ВИЧ-инфекции у человека, так думают – 6% учащихся. 4% не знают ответа на этот вопрос.

Исследование, проводимое в 2006 – 2007 и в 2008 -2009 годах показало высокий уровень знаний студентов и школьников по данному вопросу (см. приложение 2 и 4). А вот, учащиеся, участвующие в анкетировании в 2007 – 2008 году, показали низкий уровень информированности. Только школьники 10 – 11 класса и студенты ФФК 311, 312 групп дали наиболее большой процент правильных ответов (см. приложение 2), а учащиеся факультета психологии и ФФК 313, 314 групп показали низкий уровень знаний по данному вопросу.

Большинство учащихся знают (думают), что ВИЧ – инфицированные люди некоторое время могут чувствовать себя хорошо – 85%.

6% учащихся, на этот вопрос, ответили, нет. Не знают ответа – 9% учащихся.

Студенты и школьники, принимавшие участие в анкетирование с 2006 по 2009 год, показали высокий уровень информированности (знаний) по вопросу самочувствия ВИЧ положительного человека. Студенты ФФК 313, 314 групп показали наиболее низкий уровень информированности (см. приложение 3).

Из диаграмм видно, на вопрос №9 (может ли у ВИЧ – положительной женщины родиться здоровый ребенок) большинство учащихся (66%) отвечают, что у ВИЧ – положительной женщины может родиться здоровый ребенок. На этот же вопрос нет, ответили 18% учащихся, а не знаю – 16%.

Высокий уровень информированности, по вопросу может ли у ВИЧ – положительной женщины родиться здоровый ребенок, показали студенты ФНО 5 курса (см. приложение 2), ЕГФ 5 курса (см. приложение 4) и учащиеся 10 класса (см. приложение 3). Чуть хуже ответили студенты факультета психологии и ФФК 311, 312 группы (см. приложение 3), а также школьники 10 – 11 классов, принимавшие участие в анкетировании в 2006 – 2007 (см. приложение 2) и в 2008 – 2009 году (см. приложение 4). Самый низкий уровень показали студенты ФФК 313, 314 групп. Всего 21% учащихся ответили правильно.

Вопрос анкеты № 10 (см. приложение 1) у многих вызвал затруднение поэтому большинство учащихся отвечают неправильно. Правильно ответили только 11% учащихся, 16% — не знают ответа, а 72% учащихся считают, что средство дезинфекции и высокая температура не могут убить вирус.

Низкий уровень информированности приводит к малому числу правильных ответов. Самый высокий уровень знания показали студенты ЕГФ 5 курса (см. приложение 4) и ФФК (см. приложение 3). Школьники 10 – 11 класса чаще отвечают — «не знаю», учащиеся 10 класса (см. приложение 4) вообще не дали правильных ответов на данный вопрос.

^

Чаще всего на этот вопрос студенты и школьники отвечали: иммунная система, клетки мозга, клетки крови, половые органы, все органы. Многие учащихся (особенно студенты ФФК) не смогли ответить на этот вопрос или отвечали – «ничего».

^

Практически все учащиеся на этот вопрос отвечли — сдать анализ на обнаружение ВИЧ. Некоторые думают о том, что увеличенные лимфоузлы и частые ОРЗ могут быть признаком наличия ВИЧ в организме, так ответили студенты и школьники, принимавшие участие в анкетировании в 2006 – 2007 году. Не ответили на этот вопрос 8% учащихся.

^

Наиболее популярные ответы на этот вопрос — использование презервативов, стерильные шприцы, один проверенный половой партнер. Некоторые ответили — не вести половую жизнь. Не ответили на этот вопрос 8% учащихся.

Большинство учащихся (73%) знают, что презерватив — это не абсолютная гарантия безопасности. Некоторые считают, что презерватив— абсолютная гарантия безопасности, так ответили 23%. 4% учащихся не знают ответ на этот вопрос.

Чаще всего, среди учащихся, принимающих участие в анкетировании, встречается правильный ответ, но также велик процент неправильных ответов. Наиболее информированными по данному вопросу оказались учащиеся 11 класса (см. приложение 2), они дали 90% правильных ответов. Остальные участники анкетирования показали средний уровень знания. Хуже всего ответили на данный вопрос 11 класс (2007 – 2008 год исследования) и студенты ФФК 313, 314 группы (см. приложение 3).

Из диаграмм видно, что на вопрос «^ большинство учащихся (82%) ответили — нет. Действительно, пока не разработано лекарства, уничтожающего вирус и способствующего полному выздоровлению человека. У 6% учащихся возникли затруднения, и они на этот вопрос ответили «не знаю», 12% учащихся верят в то, что вирус полностью излечим.

Многие знают, что лекарство от ВИЧ еще не изобрели и не выпустили, поэтому учащиеся правильно отвечают на этот вопрос. Нужно заметить, что в 2006 – 2007 году исследования встречается ответ «не знаю», а в 2007 – 2008 году — «да». Более информированными по данному вопросу оказались учащиеся, принимавшие участие в анкетировании в 2008 – 2009 годах (см. приложение 4).

Таким образом, исследование показало, что учащиеся школ и студенты владеют информацией по данной проблеме, они правильно давали ответы на многие вопросы.

^

Программа спецкурса Молодежь и СПИД

для учащихся 10 – 11 классов (18 часов)

Цель: сформировать отношение к проблеме СПИДа у учащихся 10 – 11 классов. Расширить знания по данной проблеме.

^

Данный спецкурс рекомендован для учащихся 10 -11 классов как дополнение к разделу общая биология. В этом разделе изучается тема «Вирусы», но недостаточно раскрывается вопрос о СПИДе и его профилактике.

Спецкурс включает теоретические занятия, расширяющие знания по данному вопросу. Наряду с материалом теоретического характера, в программу курса включены различные тренинги и тесты.

Программа рассчитана на 18 часов.

Курс предполагает ознакомление с научно–популярной литературой, использование мультимедийных презентаций, возможно приглашение медицинских работников, проведение анкетирования.

Во время спецкурса проводится индивидуальная форма работы с учащимися, относящимися к группе риска.

^

Тема 1 (3 часа) ВИЧ и СПИД

Упражнение— ассоциации. Понятие ВИЧ и СПИД. Строение и жизненный цикл вируса. Проведение анкетирования для определения исходного уровня знаний у учащихся об опасности заражения ВИЧ/СПИДом. Как ВИЧ передается и как не передается. Проведение тренинга (дать возможность учащимся поразмышлять над вопросом опасности заражения ВИЧ).

Тема 2 (3часа) История и статистика

Тренинг (Какова степень риска заражения ВИЧ/СПИДом?). Теории происхождения вируса. История открытия ВИЧ. Географическое распространение вируса, болезни, в том числе и в своем регионе. Разработка плакатов, брошюр, мультимедийных презентаций о путях передачи ВИЧ–инфекции.

^ Распространение СПИДА среди различных групп населения

Проверка и защита работ. СПИД в молодежной среде. Тренинг “Границы дозволенного или как сказать нет» (развить навыки по формированию взаимоотношений между юношами и девушками, умение сказать “Нет”.). Особенности ВИЧ–инфекции у детей. ВИЧ–инфекция и женщины. Упражнение, связанное с тем, как важно прислушиваться к предостережениям людей, которые способны более правильно, чем сами школьники оценивать те или иные ситуации, особенно в сфере межличностных отношений (легенда). Приглашение медицинских работников (экскурсия в центр СПИДа).

Тема 4 (3 часа)

Приглашение медицинских работников (экскурсия в центр СПИДа). Изготовление плакатов по данной проблеме.

Тема 5 (2 часа) Заключение

Конференция: выставка подготовленных школьниками плакатов по проблеме ВИЧ/СПИД и их аргументированная защита.

Заключение

Человеческие сексуальные отношения, которые являются источником радостей и счастья, могут приносить страдания. Это различные инфекционные заболевания, передающиеся половым путем. Именно таким заболеванием является СПИД.

СПИД— одна из важнейших и трагических проблем, возникших перед всем человечеством в конце ХХ века. Каждый год данные о ВИЧ-инфицированных пополняются. ВИЧ-инфекция географически распространена повсеместно и в настоящее время официально зарегистрирована почти во всех странах мира. Но не просто зарегистрировать ВИЧ-инфицированных. Так как ВИЧ-инфекция протекает много лет, и регистрируются не вновь выявленные ВИЧ-инфицированные, а больные, находящиеся на более поздних стадиях заболевания. По этой причине при оценке распространенности ВИЧ-инфекции обычно определяется не число новых случаев, выявляемое за период времени (заболеваемость), а число лиц, зараженных ВИЧ, на определенное число жителей.

Многие думают, что СПИДом можно заразиться только в молодом возрасте. На самом деле давно стали отмечаться случаи ВИЧ-инфекции среди населения пожилого возраста. Сейчас в разных странах проводятся специальные программы среди пожилого населения страны, которые пропагандируют профилактические меры борьбы со СПИДом, что дает возможность открытого просвещения группе риска, в которую попали люди старшего поколения.

Основу современной борьбы с инфекцией ВИЧ должно составлять предупреждение ее распространения. Здесь особое внимание следует направить на санитарное просвещение. В санитарно-просветительной работе следует раскрыть пути передачи заболевания, показать пагубность беспорядочной половой жизни, практиковать способы безопасного секса, особо подчеркнуть возможность заболевания введением наркотиков через зараженные иглы и шприцы. Лицам, входящим в группы риска, рекомендуют не участвовать в донорстве, а инфицированным женщинам — воздержаться от беременности; важно предостеречь от пользования общими зубными щетками, бритвами и другими предметами личной гигиены, которые могут быть загрязнены кровью и другими биологическими жидкостями. Также необходимо информировать людей, особенно молодежь, проводить тренинги, семинары, выпускать агитационный материал по вопросам ВИЧ/СПИДа.

Нами были проведены исследования на выявление степени информированности по проблеме ВИЧ/СПИДа среди различных групп молодежи: студенты с 1 по 5 курсы и учащиеся школ 10 – 11 классов. Методом исследования было выбрано анонимное анкетирование.

Исследования показали, что школьники и студенты владеют информацией и стремятся получить новые данные, касающиеся проблемы ВИЧ/СПИДа. Новую информация учащиеся предпочитают получать из средств массовой информации, от родителей (особенно студенты ФНО, принимавшие участие в анкетировании в 2006 – 2007 году) и читая специальную литературу (студенты ЕГФ, принимавшие участие в анкетировании в 2008 – 2009 году). Студенты показали более высокий уровень знаний по проблеме ВИЧ/СПИД по сравнению со школьниками. Следовательно, наша гипотеза подтвердилась и можно сделать вывод о том, что чем старше человек, тем выше уровень информированности о проблеме ВИЧ/СПИД.

Возможно, это связано с тем, что школьникам недостаточно дается информации о социально опасных заболеваниях. Хотя при ответе на некоторые вопросы школьники 10 и 11 классов показали неплохие (и даже хорошие) результаты.

Более информированными оказались студенты ЕГФ, принимавшие участие в анкетировании в 2008 – 2009 году, студенты ФНО 5 курса, принимающие участие в анкетировании в 2006 – 2007 году. Большинство из них правильно ответили на следующие вопросы:

  1. ВИЧ-инфекция и СПИД одно и тоже;
  2. как расшифровывается аббревиатура ВИЧ и СПИД;
  3. пути передачи заболевания;
  4. по внешнему виду человека всегда можно определить, инфицирован ли он;
  5. люди, инфицированные ВИЧ, могут чувствовать себя хорошо в течение нескольких лет;
  6. может ль у ВИЧ – положительной женщины родиться здоровый ребенок;
  7. как можно узнать о существовании ВИЧ в организме;
  8. как можно защитить себя от ВИЧ.

Студенты ФФК, изучающие более глубоко, такие предметы, которые связаны с изучение человека (анатомия и физиология) должны знать о здоровом образе жизни, но при ответе на вопросы анкеты они показании низкий уровень знаний по проблеме ВИЧ/СПИД. Только 50 % учащихся смогло правильно ответить на некоторые вопросы анкеты. Нужно отметить то, что студенты 311 и 312 групп (госбюджетные группы) более информированы по сравнению со студентами из 313 и 314 групп (учатся на платной основе).

В школах необходимо большее внимание уделять вопросу расшифровки аббревиатур ВИЧ и СПИД, необходимо пояснить ребятам, что это не одно и тоже. А также следует проинформировать учащихся о том, как ВИЧ не передается.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась не в полной мере. Студенты 5 курса ЕГФ и ФНО действительно оказались наиболее информированными в данной проблеме, возможно через спецкурсы. Студенты ФФК, где большинство учащихся юноши, очень равнодушны к данной проблеме и мало осведомлены в ней, особенно среди внебюджетных групп. Основная масса обучающихся в платных группах студентов – самые слабые выпускники школ.

Проводимое нами исследование показало:

  1. У студентов имеется более глубокий запас знаний по данной теме;
  2. Студенты, обучающиеся на специальностях с углубленным изучением дисциплин медико – биологического цикла, более грамотны в вопросах по проблеме ВИЧ/СПИД;
  3. Необходима постоянная просветительская работа по вопросам, касающимся данной темы.

СПИД приносит беспрецедентные страдания, инвалидность и смерть миллионам людей, нарушает семейную, социальную и экономическую стабильность. Таким образом, просветительной работе, касающейся ВИЧ и СПИДа, должно уделяться особое внимание, особенно в работе с молодежью. Считаем, что каждый молодой человек должен знать пути заражения ВИЧ/СПИД, наиболее важные проявления данного заболевания и его будущие последствия.

«Заразишься или не заразишься — зависит только от тебя»,—- таков основной девиз профилактики данной болезни.

Приложение 1

^

«Что вы знаете о СПИДе

Дата анкетирования ____________

1. Возраст _____________

2. Пол: мужской женский

3. Семейное положение _____________

  1. У Вас есть информация о СПИДе
  • а) да;
  • б) нет;
  • в) не знаю.
    1. В первый раз о проблеме ВИЧ\СПИД я узнал:
    • а) от родителей, знакомых, друзей;
    • б) из средств массовой информации: телевидение, радио, газеты,
    • в) читал специальную литературу: буклеты, брошюры, информацию на плакатах по проблеме;
    • г) другое (написать, что именно) _________________________________________________________________________
    1. Обращаешь ли ты внимание на имеющиеся в общественных местах брошюры, буклеты, плакаты по какой-либо проблеме?
  • а) да;
  • б) нет;
  • в) специально внимания не обращаю, но читаю или просматриваю, если взгляд случайно упадет.
    1. ВИЧ-инфекция и СПИД – одно и то же
  • а) да;
  • б) нет;
  • в) не знаю.


  • Source: medznate.ru


    Добавить комментарий