Спид и вич 10 класс

Спид и вич 10 класс


Урок биологии в 10 классе
Тема: «Профилактика ВИЧ-инфекции/СПИДа и других вирусных заболеваний человека»
Аметова Э.Б., учитель химии и биологии
Цели урока: 1. Образовательная — сформировать знания о неклеточной форме жизни — вирусах, их составе, строении и особенностях жизнедеятельности, мерах предупреждения заболевания СПИДом и других вирусных заболеваний;
2. Развивающая — развитие способностей к поиску решения проблемы, самостоятельного мышления, логического мышления через построение умозаключений, умения сравнивать, анализировать, делать выводы, подводить итоги.
3. Воспитательная — стимулирование интереса к поиску фактов, событий; развитие коммуникативных способностей свободного и активного включения в диалог; формирование чувства ответственности за свое здоровье.
Оборудование: Мультимедийная презентация, пробирки с водой, кислотой (НСl), индикатор (метилоранж), раздаточный материал (карточки с заданиями, таблицы).Ход урока
I. Организационный момент.Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжаем изучать неклеточные формы жизни. Вы уже знаете строение, классификацию, жизненные циклы и значение вирусов в природе и для человека.
II. Проверка домашнего задания
1. Работа у доски. Расставить в логической последовательности этапы жизнедеятельности вирусов:
1. Размножение вируса, т.е. редупликация вирусного генома.
2. Проникновение вируса в клетку.
3. Выход вирусов из клетки
4.Прикрепление вируса к клетке
5. Синтез вирусных белков и самосборка капсидаОтвет: 4, 2, 1, 5, 3.
2.Тесты. (Индивидуальные задания на карточках)
1. Вирусы — это . . .
А) неклеточные формы жизни;
Б) древнейшие эукариоты;
В) примитивные бактерии.
2. Вирусы размножаются:
А) только в клетке хозяина;
Б) самостоятельно вне клетки хозяина;
В) вариант А) и Б) верны.
3. Обязательными компонентами любого вируса являются:
А) липиды;
Б) полисахариды;
В) нуклеиновые кислоты (ДНК или РНК).
4. Синтез вирусного белка осуществляется:
А) на собственных рибосомах вируса;
Б) на рибосомах клетки-хозяина;
В) на лизосомах клетки хозяина.
5. Как называются вирусы, находящиеся вне клетки (во внешней среде)?
А) прион;
Б) вирион;
В) прокариот.
Ответы: 1. А); 2. А); 3. В); 4. Б); 5. Б).
3. Установить соответствия. Сопоставьте понятие с его определением
Капсиднаука, изучающая вирусы
СПИД неклеточная форма жизни
Вирус вирус, паразитирующий на бактериях
Вирусология вирусное заболевание
бактериофаг оболочка вируса
4. Беседа
— Как называется наука, изучающая вирусы?
— Что означает в переводе с латинского слово «вирус»?
— Кем и когда были открыты вирусы? При каких обстоятельствах?
— Чем простые вирусы отличаются от сложных?
— Каковы размеры вирусов?
— Как размножаются вирусы, чем размножение вирусов отличается от клеточного размножения?
— Какое значение имеют вирусы для природы? Для человека?
III. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.
Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования угрожали серьезные враги. Являлись они неожиданно, коварно. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, атипичной пневмонии, СПИДа и других болезней.
— О чем мы будем с вами говорить сегодня на уроке? (О профилактике вирусных заболеваний)
— Как вы считаете, эта тема актуальна?
— Имеет ли она отношение к каждому из вас?
Запишите число, тему урока. (Учащиеся записывают в тетрадях число тему урока). Сегодня мы подробнее познакомимся с заболеванием СПИД и некоторыми другими вирусными инфекциями, выясним основные пути передачи этих заболеваний и составим памятку основных мероприятий по их профилактике.
Посмотрите, что я принесла сегодня на урок (учитель показывает две аптечки с медицинскими препаратами). Это медицинские препараты против бактерий, которые также вызывают различные заболевания. А вот всего четыре препарата, которые мне предложили в аптеке против вирусов (вернее для профилактики вирусных заболеваний).
— Почему же так мало противовирусных препаратов? Почему же до сих пор (несмотря на то, что медицина достигла больших высот) эпидемии гриппа выводят из строя миллионы людей, нет лекарств против СПИДа? (Ответы учащихся)
— Так к какой группе принадлежат вирусы? Правильно — это живая система, ведущая паразитический образ жизни.
— Почему трудно бороться с вирусами, попавшими внутрь клетки?
Вирусы очень малы, они действуют на клеточном и молекулярном уровне. Человечество сегодня имеет мало возможностей борьбы с вирусами.
Комментарий учителя: К лекарству, которое разрабатывается против вируса, предъявляются определенные требования. Оно должно губительно действовать на вирус, но не влиять на жизнедеятельность самой клетки. Лечение вирусных болезней – задача весьма сложная.
IV. Изучение нового материала
Учитель: Слово «вирус» — одно из понятий, с которым человек часто встречается в жизни, начиная с детства.
Какой образ или ассоциации возникают у вас при упоминании слова «вирус»? Действительно, вирусы являются возбудителями самых разных заболеваний. Это корь, краснуха, свинка, гепатит, грипп и др.
1. ВИЧ/ СПИД
Именно вирусные инфекции пугали человечество в прошлые века, они устрашают нас и в настоящее время.
И сегодня мы начнем урок с разговора о вирусе, который родом из Центральной Африки, известен он человечеству уже более 20 лет. Но ученые до сих пор не нашли лекарств против этого вируса.
— Что это за вирус? (Вирус иммунодефицита человека).
— Что каждому из вас необходимо знать, для того чтобы обезопасить себя от ВИЧ-инфекции?
Учитель: ВИЧ относится к группе РНК-содержащих ретро-вирусов — старейших вирусов человечества, поэтому считать, что ВИЧ — новый вирус, неправильно.
В 1981 году в Сан-Франциско были выявлены люди, пораженные тяжелыми формами разных заболеваний. Анализ крови показал, что у этих людей снижен иммунитет, что было вызвано поражением клеток крови. Этот вирус и был назван ВИЧ.
Давайте мы просмотрим видео о механизме проникновения ВИЧ в клетки и его размножение (Просмотр видеоролика)
— Какую систему поражает ВИЧ? Какие клетки крови?
Учитель: Сейчас в мире болеют СПИДом более 4 миллионов человек, в Украине официально на учете состоят 122 тысячи человек, хотя по оценкам независимых экспертов их около 230 тысяч. Ежегодно в стране выявляется 22 тысячи новых случаев, каждый день — около 60. Ежедневно 11 человек умирают.
СПИД у зараженных ВИЧ развивается не сразу, а через 7–10 лет после заражения. У некоторых зараженных начало заболевания может проходить без каких-либо отклонений в здоровье. Но у 60% инфицированных уже через 2–4 недели от момента заражения (или спустя 2–3 месяца после внедрения ВИЧ) появляется кратковременное заболевание, которое очень напоминает обычно простуду или грипп с повышением температуры тела (начинается развитие второй стадии). Кроме лихорадки, у некоторых больных распухают лимфатические железы, воспаляется горло (похоже на ангину), появляется кожная сыпь, может быть расстройство стула, головная боль, бессонница. Конечный результат ВИЧ-инфекции – смерть от СПИДа.
1 декабря, традиционно отмечается Всемирный день борьбы со СПИДом. Впервые день борьбы с этим заболеванием отметили в 1988 году, символом борьбы с болезнью является красная ленточка.
Давайте рассмотрим пути передачи ВИЧ-инфекции.
Глядя на схему, назовите пути передачи ВИЧ-инфекции:
Половой
От матери к ребенку: внутриутробно, при родах, при кормлении,
Через кровь: при переливании крови, при пересадке органов, тканей,
При использовании загрязненных мед. инструментов (шприц наркомана)
— Какова вероятность заболеть СПИДом? Ведь в данном случае поражается система, выполняющая защитную функцию.
Практическая личностно-ориентированная работа. (Инструктаж по ТБ во время работы с кислотами)
Давайте представим ситуацию: двое неизвестных из вашего класса инфицированы. У каждого учащегося в руках пробирки с бесцветной жидкостью: у двух раствор кислоты (НСl), у остальных — вода. Как быстро распространится «инфекция» среди учащихся класса?
Проведем опыт, показывающий скорость распространения ВИЧ-инфекции. Каждому из вас предстоит сделать 2 «контакта», заключающихся в том, что вы обменяетесь жидким содержимым пробирки с двумя соседями. После обмена я, проходя между рядами, капаю индикатор. В тех пробирках, где цвет изменился, произошло «заражение».
Итак, в начале опыта было всего 2 человека — «источника заражения», а к концу «инфицированных» стало больше половины. Т.о., вы видите опасность этого заболевания, лекарства от которого ещё не придумано.
— Что же надо делать, чтобы защитить себя от этой болезни?
Рассмотрим еще некоторые заболевания, которые вызывают вирусы2. Оспа
Учитель: В 18 веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тыс. человек. Ею заболевали 2/3 родившихся, а из 8 человек заболевших умирали 3. И хотя оспа — единственная вирусная болезнь, которая побеждена человечеством и продолжает существовать лишь в лабораториях США, России, ЮАР, тем не менее эпидемиологи опасаются её возвращения. Давайте послушаем краткое сообщение об этой болезни.
Сообщение ученика на тему «Оспа».
Учитель: Последний случай оспы был описан в 1977 году в Сомали, а вот заболевание, которое ежегодно приводит к эпидемиям, существует и поныне. Как вы думаете, о какой болезни идет речь? (грипп).
3. Грипп
Впервые грипп был описан в 412 г. до н.э. Гиппократом.
В 1918 г. эпидемия гриппа «Испанка» заразила 1,5 млрд. человек и унесла 20 млн. человеческих жизней.
В 1957 г. в результате «Азиатского гриппа» погиб 1 млн. человек за 7 месяцев.
В 1969 году «Гонкогский грипп» охватил не только Азию, но и Европу.
Число эпидемий возрастает с каждым столетием: в 15 в. — 4 эпидемии, в 17 в. — 7, в 19 в.- 45. Периодичность проявления мировых эпидемий (пандемий) гриппа — 12 лет. Чем же страшен грипп? На эти и другие вопросы в своем сообщении ответит ваша одноклассница Дембицкая Катя.
Сообщение учащегося на тему «Грипп».
4. Другие вирусные заболевания человека
Анализ таблицы «Вирусные заболевания человека»
1. Какие еще известны вирусные заболевания?
2. Какие участки организма они поражают?
3. Какой способ распространения?
4. Какой способ вакцинации используют?
Название болезниВозбудительПоражаемые участки организма Способ распространенияТип вакцинацииГриппВирусы А, В, С, АN1H1, с разной степенью вирулентностиДыхательные пути, эпителий бронхов и трахеиКапельная инфекцияУбитый вирусОспаВирус натуральной оспы (ДНК-содержащий вирус) Дыхательные пути, потом кожаКапельная инфекция (или через раны на коже) Живой ослаблений вирус, сухой вакциной, надкожным и подкожными методами
КорьКсовирус (РНК-содержащий) Дыхательные пути, потом кожа и кишечник Капельная инфекцияЖивой атенойованный вирусКраснуха Вирус краснухи Дыхательные путии, шейные лимфатические узлы, глаза и кожаКапельная инфекцияЖивой атенойованный вирусПолиомиелитВирус полиомиелиту (пикорнавирус, РНК-содержащий, 3 штамма) Глотка и кишечник, иногда двигательные нейроны спинного мезга Капельная или фекали человекаЖивой атенойованный вирус (введение перорально)
Желтая лихорадка Арбовирус (РНК-содержащий) Кровеносные сосуды и печень Переносят клещи, комарыЖивой атенойованный вирусУчитель: Основными путями передачи вирусной инфекции являются:
1) Пищевой путь, при котором вирус попадает в организм человека с загрязненными продуктами питания и водой (вирусный гепатит А, Е и др.)
2) Через кровь, при котором вирус попадает непосредственно в кровь или внутреннюю среду человека. Главным образом это происходит при манипуляции зараженными хирургическими инструментами или шприцами, при незащищенном половом контакте, а также трансплацентарно от матери к ребенку. Таким путем передаются хрупкие вирусы, быстро разрушающиеся в окружающей среде (вирус гепатита В, ВИЧ, вирус бешенства и др.).
3) Дыхательный путь, для которого свойственен воздушно-капельный механизм передачи, при котором вирус попадает в организм человека вместе с вдыхаемым воздухом, который содержит частицы мокроты и слизи выброшенных больным человеком или животным. Это наиболее опасный путь передачи, так как с воздухом вирус может переноситься на значительные расстояния и вызывать целые эпидемии. Так передаются вирусы гриппа, парагриппа, свинки, ветряной оспы и др.
В результате адаптации к окружающей среде и применения лекарственных препаратов вирусы постоянно изменяют свою наследственную информацию. Постоянно приходится разрабатывать новые лекарственные препараты, но разработка их и внедрение — дело весьма сложное, дорогое и не быстрое. И если для борьбы с бактериальными инфекциями человечество располагает обширным арсеналом антибиотиков, то аналогичных лекарств для борьбы с вирусными болезнями практически нет. Можно сделать вывод, что основным методом борьбы с вирусами является профилактика.
V. Обобщение и систематизация знаний
1. Класс делится на 3 группы, организуется работа с учебником. Найти ответы на вопросы.
1. Какие профилактические меры необходимо соблюдать человеку, чтобы избежать заражения?
2. Какова роль вакцинации в борьбе с вирусными инфекциями?
3. Какие виды иммунитета направлены против вирусных инфекций?
2. Составление памятки «Как уберечь себя от вирусных заболеваний?» Записи в тетрадях
Общие правила:
строгий контроль за донорской кровью и ее препаратами;
использование одноразовых инструментов и тщательная стерилизация аппаратов и приборов многократного использования;
использование индивидуальных защитных приспособлений (перчаток, специальной одежды и др.);
вакцинация;
документальная регистрация всех случаев заражения;
личная и общественная гигиена;
соблюдение правил здорового образа жизни: рациональное питание, занятие физкультурой, закаливание, искоренение вредных привычек.
соблюдение морально — нравственных норм
— Выскажите свое мнение о мерах профилактики вирусных заболеваний. Обменяемся мнениями.
Данный комплекс мер позволяет избежать проникновения вируса в человеческий организм и, как следствие,- возникновение болезни. Предлагаю продолжить фразу: «Я считаю, что — это самый эффективный способ в борьбе с вирусами, потому что…»
Итак, подумайте и скажите: необходимы ли вам знания, полученные сегодня на уроке? Почему?
3. Рассмотрим различные ситуации контакта с ВИЧ-инфицированным и выстроим линию риска. Определите уровень риска заражения ВИЧ-инфекцией: безопасно, опасно, очень опасно. Постройте в три колонки.
Укус комара, пользование общественным туалетом, нанесение татуировки, поцелуй в щеку, уход за больным СПИДом, множественные половые связи, укус пастельного клопа, прокалывание ушей, пользование чужой зубной щеткой, переливание крови, объятия с больным СПИДом, плавание в бассейне.
Учитель: Опасных и очень опасных ситуаций не так уж и много. Но, тем не менее, эта страшная болезнь поражает все больше и больше людей.
VI. Домашнее задание
1. Прочитать §17, отвечать на вопросы (устно).
2. Составить кроссворд или викторину по изученной теме.
3. Провести мини-исследование по вопросу: почему то, что поражает компьютерные программы, тоже назвали вирусом?
VII. Подведение итогов, выставление и комментирование оценок
В 16 лет трудно поверить в то, что тебе может угрожать смертельная болезнь. Часто молодым людям кажется, что болеют и умирают одни старики. Но с ВИЧ-инфекцией все обстоит по-другому. СПИД – одна из серьезнейших проблем, с которой сегодня приходится сталкиваться твоим сверстникам во всем мире. Скоро вы отправитесь в самостоятельную жизнь. У вас появятся новые друзья, знакомые, которые будут влиять на решения, которые вы будете принимать. Но в конечном итоге в любой ситуации на кого ложится ответственность за свою жизнь, за здоровье? (На самого человека). Я желаю вам здоровья. Благодарю за оперативную работу.
Учитель: Я думаю, что тема нашего урока заставит вас задуматься. А я попрошу вас улыбнуться мне на прощание, ведь положительные эмоции и хорошее настроение — одно из лучших средств укрепления иммунитета.


Source: UniverFiles.com


Добавить комментарий