Государственная программа вич

Государственная программа вич

Существует высокая вероятность передачи ВИЧ-инфекции в общую популяцию и рождения детей матерями, живущими с ВИЧ/СПИДом. Так, 65,9 процента от общего количества зарегистрированных женщин, живущих с ВИЧ/СПИДом, заразились ВИЧ/СПИДом половым путем от супруга, который является инъекционным потребителем наркотиков.

Уязвимость ИПН обуславливается высокой степенью рискованного инъекционного и полового поведения, спецификой наркозависимости, как неизлечимого заболевания, закрытостью доступа к этой категории лиц, высоким уровнем стигматизации и дискриминации наркопотребителей, а также наличием норм законодательства, подлежащих совершенствованию.

Результаты исследований среди ИПН показывают, что только 16,1 процента опрошенных респондентов практикуют поведение, которое снижает риск передачи ВИЧ-инфекции, 42,3 процента ИПН употребляют наркотики из общей посуды, 18,8 процента — употребляют наркотики, заправленные в шприц другими лицами, 45,5 процента — практикуют совместное пользование инъекционными инструментами. Кроме того, только 53,6 процента из числа опрошенных ИПН использовали средства защиты с непостоянными партнерами, что составляет 8 процентов ЛЖВС (13,6% в городе Ош и 2,4% в городе Бишкек). Около половины опрошенных лиц знали пути передачи ВИЧ/СПИДа, из них никто не смог правильно определить реальные и мнимые пути передачи.

Изменение поведения требует продолжительного комплексного воздействия, которое должно включать предоставление информации, обеспечение чистыми инъекционными инструментами, доступ к лечению от наркозависимости, а также развитие реабилитационных программ.

Государственная программа по ВИЧ/СПИДу на 2006-2010 годы определяет приоритет охвата не менее 60 процентов уязвимых групп населения комплексным пакетом эффективных профилактических услуг во всех регионах страны, что позволит предотвратить распространение ВИЧ/СПИДа в Кыргызской Республике.

 Цель

 Ограничение распространения ВИЧ/СПИДа среди ИПН и созависимых лиц.

 Задачи

 1. Увеличение охвата ИПН программами снижения вреда.

2. Повышение роли сообщества и созависимых лиц в развитии программ по профилактике ВИЧ/СПИДа среди ИПН.

3. Расширение ассортимента и обеспечение доступности услуг по профилактике диагностики, лечению и поддержке ИПН.

4. Развитие информационно-образовательных программ, направленных на формирование безопасного поведения ИПН.

5. Поддержка и развитие лечебных и реабилитационных программ для ИПН.

 Мероприятия

 

1. Увеличение охвата ИПН программами снижения вреда.

1.1. Проведение анализа ситуации и оценки потребностей ИПН и созависимых лиц в области ВИЧ/СПИДа.

1.2. Создание новых программ и развитие действующих программ обмена шприцев во всех областях республики на базе государственных и некоммерческих организаций; усиление возможностей действующих программ для ИПН.

1.3. Мотивирование гражданского общества, организаций общинного типа, инициативных групп ИПН и созависимых лиц для организации работы по зонтичной модели партнерства с целью увеличения охвата до 60 процентов и более ИПН.

1.4. Поддержка программ заместительной терапии и их внедрение на территории республики.

1.5. Содействие развитию и расширению сети программ снижения вреда с участием государственных, международных и некоммерческих организаций.

2. Повышение роли сообщества и созависимых лиц в развитии программ профилактики ВИЧ/СПИДа среди ИПН.

2.1. Содействие в создании групп самостоятельной помощи, НКО, основанных на сообществах ИПН, и привлечению их к реализации профилактических программ и проведению мониторинга мероприятий.

2.2. Разработка и внедрение обучающих программ по подготовке тренеров для совершенствования их теоретических и практических навыков в работе с ИПН, а также привлечение волонтеров программ снижения вреда к участию в лечебных и реабилитационных мероприятиях.

2.3. Образование постоянно действующих психотерапевтических и обучающих сессий для участников профилактических программ и «аутрич-работников» из числа ИПН и созависимых лиц.

3. Расширение ассортимента и обеспечение доступности услуг по профилактике диагностики, лечению и поддержке для ИПН.

3.1. Обеспечение доступности диагностики и лечения ИПН (развитие «дружественных» услуг) в специализированных учреждениях и в первичном звене здравоохранения.

3.2. Поддержка «телефонов доверия» для ИПН и дальнейшее развитие сети «телефонов доверия» на территории всей республики.

3.3. Открытие домов временного пребывания для ИПН.

3.4. Принятие мер по развитию программ социального сопровождения для обеспечения преемственности работы государственных и некоммерческих организаций по оказанию помощи ИПН.

3.5. Создание условий для проведения психосоциального консультирования, тестирования на ВИЧ/СПИД и оказания помощи ИПН в организациях независимо от форм собственности.

3.6. Оказание содействия в получении доступа ИПН к правовой поддержке.

4. Развитие информационно-образовательных программ, направленных на формирование безопасного поведения ИПН.

4.1. Развитие возможностей существующих ресурсных центров по подготовке кадров для программ снижения вреда.

4.2. Проведение семинаров, мотивационных тренингов, образовательных сессий для ИПН, включая обучение методом «равный-равному», направленных на формирование безопасного поведения ИПН.

4.3. Разработка, издание и распространение адресных информационно-образовательных материалов для ИПН.

5. Поддержка и развитие лечебных и реабилитационных программ для ИПН.

5.1. Разработка, утверждение и внедрение стандартов услуг наркологического профиля по первичной, вторичной, третичной профилактике, включая реабилитационные программы снижения вреда, для государственных и некоммерческих организаций.

5.2. Развитие существующих стационарных и амбулаторных программ детоксификации и реабилитации ИПН; принятие мер по открытию новых программ для ИПН.

5.3. Принятие мер по улучшению финансирования и оснащенности наркологических учреждений Кыргызской Республики.

5.4. Рассмотрение возможности расширения услуг для ИПН за счет программы государственных гарантий.

5.5. Создание условий для повышения квалификации врачей и среднего медицинского персонала наркологического профиля.

5.6. Обеспечение взаимодействия наркологических учреждений с некоммерческими организациями и сообществами целевых групп в вопросах развития лечебных и реабилитационных программ.

 Стратегия 2.3. Снижение уязвимости к ВИЧ/СПИДу заключенных и персонала пенитенциарных учреждений

 Описание проблемы. Пенитенциарная система Кыргызской Республики состоит из 36 учреждений исправительной системы, в том числе 6 следственных изоляторов, 19 колоний-поселений, 11 исправительных колоний, из них одна женская и одна воспитательная колония для несовершеннолетних.

На 1 января 2006 года в местах лишения свободы содержалось 15758 осужденных лиц. Государство берет на себя ответственность за создание надлежащих условий содержания осужденных лиц, обеспечивающих сохранение здоровья заключенных и персонала тюрем. Однако, условия содержания заключенных способствуют распространению инфекционных заболеваний.

Так, 10 процентов от числа заключенных, находящихся в пенитенциарных учреждениях, больны различными формами туберкулеза, а 65 процентов из числа больных хроническими формами туберкулеза имеют устойчивость к противотуберкулезным препаратам. До 35 процентов заключенных являются потребителями наркотиков, а 50 процентов из них употребляют наркотики путем инъекций. При этом, по мнению опрошенных, только 59 процентов используют собственный шприц для введения наркотиков.

Имеют место также гомосексуальные половые контакты, случаи нанесения татуировок и использования чужих бритвенных приборов. При этом, доступность дезинфицирующих средств для обработки инструментария составляет только 38 процентов, а средств защиты — 41 процент от потребности.

За период с 1998 года официально зарегистрировано 410 лиц, живущих с ВИЧ/СПИДом в исправительных учреждениях, то есть около половины от общего числа зарегистрированных случаев заражения ВИЧ-инфекцией в стране. По состоянию на 1 января 2006 года, в исправительных учреждениях находятся 131 ЛЖВС или 685 на 100 тысяч тюремного населения, что в 52 раза выше, чем среди населения Кыргызской Республики.

Дозорный эпидемиологический надзор, проведенный в 2005 году, установил, что распространенность ВИЧ-инфекции среди заключенных составила 0,4 процента от числа обследованных лиц. Вместе с тем, число положительных результатов на вирусный гепатит С достигло 40,5 процента, а у 21,2 процента лиц имелись антитела к возбудителю сифилиса.

Эти данные подтверждают высокий уровень рискованного поведения и свидетельствуют об угрозе распространения ВИЧ/СПИДа как половым, так и инъекционным путем. Несмотря на проводимые профилактические программы по выработке навыков безопасного поведения среди заключенных, отчетливо прослеживаются тенденции к увеличению заражения ВИЧ-инфекцией через кровь по сравнению с 2004 годом, которое по гепатиту С составило почти 20 процентов.

Проблемой является нехватка квалифицированных кадров и недостаточное финансирование пенитенциарных учреждений. Существует повышенный риск заражения ВИЧ/СПИДом медицинского персонала и личного состава системы ГУИН Министерства юстиции при исполнении служебных обязанностей.

Приоритетность стратегии определяется возможностью стремительного распространения ВИЧ/СПИДа в местах лишения свободы, быстрым прогрессированием болезни и высокой смертностью, формированием устойчивых к лечению форм заболеваний (ВИЧ/СПИДа и туберкулеза), а также переходом инфекции в общую популяцию.

Факторами уязвимости заключенных являются употребление наркотиков и половые контакты без использования средств защиты. Неудовлетворительное финансирование медицинской службы пенитенциарных учреждений, недостаточное оснащение их медицинским инструментарием и средствами защиты создают угрозу внутрибольничной передачи ВИЧ/СПИДа.

 

Цель: 

Ограничение распространения ВИЧ/СПИДа среди заключенных и персонала пенитенциарных учреждений Кыргызской Республики.

 Задачи

 1. Совершенствование нормативной правовой базы Министерства юстиции по проблемам ВИЧ/СПИДа, ИППП, наркомании.

2. Реализация информационно-образовательных программ для заключенных и персонала пенитенциарных учреждений Кыргызской Республики.

3. Расширение программ снижения вреда в пенитенциарных учреждениях Министерства юстиции.

4. Совершенствование оснащения медицинской службы ГУИН Министерства юстиции и повышение качества медицинских услуг.

5. Обеспечение социальной поддержки лицам, живущим с ВИЧ/СПИДом, находящихся в пенитенциарных учреждениях.

 Мероприятия

 1. Совершенствование нормативной правовой базы Министерства юстиции по проблемам ВИЧ/СПИД, ИППП, наркомании.

1.1. Разработка и принятие нормативных правовых актов Министерства юстиции по реализации Государственной программы по ВИЧ/СПИДу на 2006-2010 годы.

1.2. Создание ведомственного совета по реализации ведомственной программы Министерства юстиции по ВИЧ/СПИДу.

1.3. Обучение личного состава ГУИН Министерства юстиции и представителей, сотрудничающих в НКО по организации работы с заключенными, в области ВИЧ/СПИДа.

1.4. Развитие программ по лидерству, управлению и партнерству для ответственных лиц, из числа руководителей структурных подразделений Министерства юстиции.

1.5. Разработка и реализация системы мониторинга и отчетности в рамках ведомственной программы Министерства юстиции по ВИЧ/СПИДу.

1.6. Введение вопросов по ВИЧ/СПИДу в программы подготовки и переподготовки сотрудников ГУИН Министерства юстиции и медицинских работников пенитенциарных учреждений.

2. Реализация информационно-образовательных программ для заключенных и персонала пенитенциарных учреждений Кыргызской Республики.

2.1. Создание информационного центра по координации программ по ВИЧ/СПИДу на базе Министерства юстиции.

2.2. Обучение тренеров, из числа персонала пенитенциарных учреждений и заключенных, по формированию навыков и мотивации более безопасного поведения.

2.3. Разработка и адаптация методики проведения мотивационных тренингов для заключенных по изменению поведения.

2.4. Разработка, издание и распространение информационно-образовательных материалов.

2.5. Создание условий для проведения обучения методом «равный-равному» в пенитенциарных учреждениях с приоритетом работы с наиболее уязвимыми группами заключенных.

3. Расширение программ снижения вреда в пенитенциарных учреждениях Министерства юстиции.

3.1. Совершенствование инфраструктуры и деятельности пунктов обмена шприцев.

3.2. Внедрение программы заместительной терапии для потребителей наркотиков.

3.3. Обучение личного состава пенитенциарных учреждений по вопросам снижения вреда наркотиков.

3.4. Организация мотивационных тренингов для заключенных по вопросам формирования навыков безопасного поведения и отказа от потребления наркотиков на регулярной основе во всех пенитенциарных учреждениях страны.

3.5. Расширение действующих и внедрение новых эффективных программ реабилитации для ИПН.

3.6. Принятие мер по формированию навыков безопасного сексуального поведения и обеспечение средствами защиты.

4. Совершенствование оснащения медицинской службы ГУИН Министерства юстиции и повышение качества медицинских услуг.

4.1. Обеспечение необходимым оборудованием медицинских учреждений и подразделений пенитенциарной системы в соответствии со стандартами, утвержденными для гражданского населения, по обеспечению безопасности медицинских процедур.

4.2. Разработка инструкции по защите от заражения ВИЧ/СПИДом на рабочем месте личного состава ГУИН и Департамента по охране исправительных учреждений и конвоированию осужденных лиц, заключенных под стражу, Министерства юстиции.

4.3. Обеспечение лечения ИППП для заключенных и личного состава пенитенциарных учреждений.

4.4. Создание условий для проведения добровольного тестирования и психосоциального консультирования для заключенных и личного состава ГУИН Министерства юстиции.

4.5. Обеспечение проведения антиретровирусной терапии, лечения оппортунистических инфекций для ЛЖВС. Обеспечение непрерывного лечения при поступлении в учреждения ГУИН, этапировании и освобождении.

4.6. Развитие комплексных программ по ВИЧ/СПИДу и туберкулезу в пенитенциарной системе.

5. Обеспечение социальной поддержки лицам, живущим с ВИЧ/СПИДом (ЛЖВС), находящихся в пенитенциарных учреждениях.

5.1. Взаимодействие с программами социального сопровождения для включения в них освобождающихся ЛЖВС и участников профилактических программ.

5.2. Создание групп взаимопомощи для ЛЖВС, и обеспечение их взаимодействия с НКО, религиозными организациями, оказывающими поддержку в распространении информации об их деятельности среди заключенных и персонала пенитенциарных учреждений.

5.3. Дальнейшее развитие программ приверженности к антиретровирусной терапии для нуждающихся лиц.

5.4. Организация мотивационных тренингов по формированию навыков безопасного поведения для ЛЖВС.

 Стратегия 2.4. Снижение уязвимости к ВИЧ/СПИДу «секс-работников» (СР) и их клиентов

 Описание проблемы. По данным исследований, проведенных независимыми экспертами, количество единовременно работающих СР, по состоянию на ноябрь 2005 года, оценивалось в 4300-4500 человек. Большую часть группы (около 70 процентов) составляют женщины, предлагающие сексуальные услуги на улицах. Распространенность антител к возбудителю сифилиса среди СР в Кыргызской Республике, по данным проведенного в 2005 году дозорного эпидемиологического надзора, варьируется от 15,5 до 38,9 процента, распространенность ВИЧ/СПИДа — от 0 до 2 процентов.

Не развита система мониторинга процессов, происходящих в группе СР, и эффективности проводимых мероприятий. Следствием этого является малый охват группы СР (не более 50 процентов); низкая информированность СР о ВИЧ/СПИДе и недостаточный уровень использования средств защиты. Лечение ИППП, получение социальных и правовых услуг, а также качественного консультирования по ВИЧ/СПИДу остаются практически недоступными для СР.

Эффективные стратегии взаимодействия с правоохранительными органами со стороны программ профилактики ВИЧ/СПИДа, государственных медицинских учреждений, правозащитных организаций, организаций гражданского сектора, самой группы СР, отсутствуют.

Приоритетность стратегии обусловлена, прежде всего, фактом регистрации первых случаев заражения ВИЧ-инфекцией среди СР в 2004-2005 годах, возможностью распространения ВИЧ/СПИДа среди общей популяции путем незащищенных сексуальных контактов с многочисленными клиентами и высокой вероятностью рождения ВИЧ-инфицированных детей.

Факторами, определяющими уязвимость СР, являются правовая, гендерная и социальная незащищенность, молодой возраст, низкий уровень образования, недостаток коммуникативных навыков, слабые установки на самозащиту, высокий уровень насилия в их среде и ограниченные возможности влияния на половое поведение партнера.

 Цель

 Ограничение распространения ВИЧ/СПИДа среди СР и их клиентов.

 Задачи

 1. Увеличение охвата целевых групп программами по ВИЧ/СПИДу, обеспечение устойчивости изменения поведения.

2. Развитие информационно-образовательных программ среди СР.

3. Изменение поведения, связанного с использованием средств защиты.

4. Обеспечение доступности и качества профилактических услуг для СР.

5. Формирование комплекса условий для обеспечения безопасного сексуального поведения, основанного на принципах защиты прав человека.

 

Мероприятия

 

1. Увеличение охвата целевых групп программами по ВИЧ/СПИДу, обеспечение устойчивости изменения поведения.

1.1. Проведение оценки потребностей СР, для планирования и осуществления адресных программ на основе целостного гуманистического подхода.

1.2. Оценка ситуации в области предоставления сексуальных услуг в Нарынской и Таласской областях.

1.3. Инициирование профилактических мероприятий среди СР и их клиентов в Нарынской области.

1.4. Разработка программ проведения эффективных мероприятий среди СР в городах Чолпон-Ата, Талас и Кара-Балта.

1.5. Расширение профилактических мероприятий на все группы СР и их клиентов в рамках успешно развивающихся программ в Ошской, Джалал-Абадской, Баткенской, Чуйской и Иссык-Кульской областях.

1.6. Расширение программ, разработанных для СР мужского пола.

1.7. Проведение мониторинга и оценки программ по профилактике ВИЧ/СПИДа среди СР.

2. Развитие информационно-образовательных программ среди СР.

2.1. Развитие системы информационных сессий и консультаций методом «равный-равному» в местах деятельности и проживания СР. Расширение содержания информационных программ в соответствии с потребностями СР и их клиентов.

2.2. Дальнейшая разработка и распространение информационных материалов на кыргызском, русском и узбекском языках.

2.3. Создание информационно-методического центра для развития потенциала организаций, работающих с СР.

3. Изменение поведения, связанного с использованием средств защиты.

3.1. Разработка мероприятий по предупреждению инфицирования ВИЧ/СПИДом СР и их семей.

3.2. Развитие программ социального маркетинга средств защиты.

3.3. Создание системы проведения экспертизы товаров и услуг, ориентированных на потребности СР, в том числе количества и качества средств защиты, поступающих в страну, а также ценовой политики в программах социального маркетинга.

4. Обеспечение доступности и качества профилактических услуг для СР.

4.1. Создание базы данных услуг по предупреждению ВИЧ/СПИДа, проведение консультирования и тестирования на ВИЧ/СПИД в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

4.2. Развитие системы направлений и социального сопровождения для обеспечения доступа СР к медицинским, социальным и другим услугам.

4.3. Организация мероприятий по поддержке СР, живущих с ВИЧ/СПИДом, за счет развития программ ухода и поддержки на уровне сообщества СР, включая отбор и обучение представителей из сообщества СР в области приверженности к лечению, ежедневной поддержки и паллиативного ухода.

5. Формирование комплекса условий для обеспечения безопасного сексуального поведения, основанного на принципах защиты прав человека.

5.1. Разработка более эффективных стратегий, направленных на совершенствование мероприятий, проводимых правоохранительными органами. Развитие системы общественного контроля за мероприятиями проводимыми правоохранительными органами.

5.2. Разработка подходов к формированию толерантного отношения общественности к СР.

5.3. Изменение подходов к регулированию сферы предоставления сексуальных услуг со стороны государственных органов.



Source: textarchive.ru


Добавить комментарий