Формы работы по профилактике спида

Формы работы по профилактике спида

Проблема ВИЧ-инфекции/СПИДа уже давно стала актуальной для Российской Федерации. По оценкам экспертов, каждый день в нашей стране 100 человек становятся ВИЧ-положительными. При этом 4 из 5 новых случаев ВИЧ регистрируется среди людей моложе 30 лет, а 4 из 10 новых случаев ВИЧ фиксируется среди молодых женщин.

Эпидемия ВИЧ-инфекции вызывает не только тяжелые демографические последствия, но и серьезные социально-экономические потери – сокращение трудовых ресурсов, и как следствие, снижение производительности труда и темпов экономического развития. Недостаток информации и неверное восприятие проблемы ВИЧ/СПИДа — основные факторы стремительного развития эпидемии. Мировой опыт показывает, что только правдивая информация, доступная каждому, и активные действия каждого из нас могут сдержать развитие эпидемии.

Важнейшей особенностью современного развития эпидемии ВИЧ-инфекции является то, что основную долю людей с ВИЧ составляет молодежь в возрастной категории от 14 до 29 лет. Молодые люди в высокой степени подвержены риску инфицирования ВИЧ половым путем и через кровь из-за высокой сексуальной активности, склонности к рисковому сексуальному поведению, а также в результате внутривенного употребления различных психоактивных веществ.

Учитывая «риски» поведения молодежи, необходимо внедрение в учебных заведениях края профилактических программ, направленных на формирование навыков, способствующих противостоянию негативного социального влияния, а также программ, освещающие вопросы полового воспитания, безопасного сексуального поведения.

В этой связи возникает необходимость более широко использовать в работе образовательных программ, которые доказали свою эффективность. Например, «Школы, содействующие здоровью» с интеграцией вопросов профилактики ВИЧ/ИППП/наркомании в школьные предметы.

Остро встает вопрос обеспечения специалистов образовательных учреждений методическими пособиями и наглядными материалами по проблеме ВИЧ/ИПП/наркомании.

С целью получения доступа молодежи к медицинским и социальным службам, занимающимся диагностикой, лечением ВИЧ/ИППП, наркомании и консультированием по вопросам профилактики ВИЧ и ЗОЖ необходимо развитие в крае служб «дружественного подхода». Большую роль в профилактике ВИЧ/ИППП играют молодежные информационные центры. Создание и развитие подобных центров позволяет использовать молодежь в противодействии эпидемии ВИЧ/СПИДа в нашей стране. Подготовленные добровольцы из числа молодежи, в т.ч. молодых людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, могут быть использованы в работе по принципу «равный равному». В этой связи в крае необходимо продолжить развитие добровольческого движения, подготовку учащихся по пропаганде здорового образа жизни и профилактике вредных привычек среди сверстников.

Таким образом, проблема профилактики ВИЧ/СПИДа из чисто медицинской перерастет в педагогическую и без взаимодействия с учреждениями образования невозможно в полной мере осуществлять широкий комплекс мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции.

Проблема эффективности программ профилактики

Прежде всего, стоит отметить, что просветительской и профилактической работой следует заниматься со всеми группами населения, которые могут подвергаться риску заражения, а не только с теми, которые в данный момент находятся в самом уязвимом положении или среди которых наиболее высока выявляемость новых случаев ВИЧ-инфекции.

Не так просто донести спасительную информацию до тех, кому она предназначена. Еще сложнее побудить этих людей изменить привычное поведение. Для этого проводятся акции, выпускаются профилактические материалы, разрабатываются комплексные программы.

Одноразовые акции — такие, как благотворительный концерт или телемарафон, ценны тем, что привлекают внимание общества к проблеме и дают возможность известным, популярным и обладающим властью людям выразить свое отношение к ней. Успешно проведенные акции помогают привлечь средства для борьбы с эпидемией. Но реально изменить повседневное поведение людей такая акция не в состоянии. Для этого нужна долгосрочная и целенаправленная профилактическая программа.

Вы можете, задав всего несколько вопросов, с достаточной степенью вероятности предугадать, оправдает ли та или иная программа затраченное на нее время и вложенные средства или окажется безрезультатной.

Данные исследований говорят о том, что практически все эффективные программы профилактики ВИЧ/СПИДа, нацеленные на изменение опасного поведения, имеют общие черты. В таких программах присутствует хотя бы часть следующих характеристик:

  • определена конкретная «целевая группа» по таким параметрам, как пол, возраст, сексуальная ориентация, этнические/культурные характеристики, характер рискованного поведения, социальное окружение, условия жизни;

  • выбрана целевая группа, поведение которой наиболее рискованно;

  • выбрана целевая группа, которой уделяется недостаточно внимания;

  • используются методы «аутрич», «обучение равных». «Обучение равных» (англ. «peer education») — метод профилактической работы, при котором специально подготовленные добровольцы из числа целевой группы распространяют среди «своих» информацию и средства предохранения, обучают безопасному поведению, оказывают поддержку;

  • целевой группе дают возможность менять свое поведение постепенно, шаг за шагом;

  • целевой группе предоставляются материальные ресурсы для изменения поведения (презервативы, чистые шприцы) и другие услуги по желанию (консультации, лечение ЗППП, лечение наркомании, обследование на ВИЧ);

  • в планировании и проведении всех мероприятий активно участвуют сами представители целевой группы, раздаточные материалы сформулированы на языке, которым они говорят друг с другом;

  • организована взаимная поддержка членов целевой группы;

  • позитивные изменения поведения и участие в программе поощряются (в том числе материально);

  • мобилизуются духовные (в том числе религиозные) устремления членов целевой группы, их творческий потенциал (программы «12 шагов», театр, артистические мастерские);

  • принимаются меры к изменению обстановки, в которой живут представители целевой группы: физической (переезд на новое место) или социальной (новое или «перевоспитанное» окружение).

Малоэффективные программы также имеют общие черты. Эти программы:

  • рассчитаны на «население в целом» или на обширные и неоднородные группы населения (например, «молодежь»);

  • содержат неконкретные, неоднозначные или неприменимые в реальной жизни призывы;

  • составлены и проводятся людьми «со стороны», мало знакомыми с конкретными условиями жизни данной целевой группы;

  • используют преимущественно односторонний дидактический подход (лекции, раздача информации);

  • основаны на чувстве страха или стыда, используют репрессивные меры;

  • рассматривают целевую группу как «объект воздействия», а не как сознательную силу, от которой зависит успех программы.



Source: StudFiles.net


Добавить комментарий